Оформить документы на квартиру стало дороже

28.07.2009
Гость «Салона»: Игорь Пономаренко. Начальник коммунального предприятия «Бюро технической инвентаризации города Донецка»
«Оценка стоимости работ определяется в зависимости от площади и объема объекта и выводится таксированная авансовая стоимость. На самые крупные объекты уходит до трех месяцев. А очень сложный объект – «Донбасс Арена» потребовал около года поэтапной работы. »
В беседе участвовали: Геннадий Дубовой
  • Каждый, кто хоть раз приватизировал, продавал (покупал) или переустраивал квартиру, обращался в Бюро технической инвентаризации (БТИ). Без регистрации в БТИ ни один правоустанавливающий документ на недвижимость не дает владельцу всего объема прав собственности. Все знают, что такую регистрацию не всегда легко получить, к тому же услуги бюро на сегодня подорожали.

    Почему цены на услуги БТИ выросли на 20%, чем плохи китайские рулетки для замера "квадратов" и куда идти, если нужно узаконить самовольную перепланировку, рассказал "Салону" начальник коммунального предприятия "Бюро технической инвентаризации города Донецка" Игорь Пономаренко.

    О тарифах

    - Игорь Николаевич, на каком основании тарифы на услуги БТИ в Донецке выросли и на сколько?

    - В сравнении с другими городами-миллионниками стоимость услуг Донецкого БТИ была значительно ниже. А из всех городов области по размеру стоимости услуг мы были вторыми - с хвоста. Например, в Макеевке стоимость услуг БТИ была на 20% выше, чем у нас, в Артемовске - уже на 40%. Повышение коснулось всех БТИ страны, а это значит, что у нас не будет самой высокой стоимости услуг ни по стране, ни по области. В целом, по сравнению с периодом полуторалетней давности, тарифы повысились на 20%.

    Решение исполкома горсовета о повышении наших тарифов было предопределено объективными факторами. Необходимостью привести в соответствие доходы и расходы предприятия. Прожиточный минимум увеличен, втрое выросла стоимость электроэнергии, вчетверо возросли коммунальные расходы. По итогам 2008 года мы вышли на рентабельность минус 1,8% (при оптимальной в плюс 30%). С декабря 2008-го количество заказов, а соответственно, и выручки - у нас стало меньше в три раза. Повышение стоимости услуг и внутренняя экономия позволили сохранить опытный коллектив, а это 185 человек. Например, в Харькове из трехсот сотрудников БТИ в неоплачиваемый отпуск отправили 60.

    - А сколько стоят ваши работы?

    - Оценка стоимости работ определяется в зависимости от площади и объема объекта и выводится таксированная авансовая стоимость. На самые крупные объекты уходит до трех месяцев. А очень сложный объект - стадион "Шахтер" ("Донбасс Арена") - потребовал около года поэтапной работы.

     - С какими главными проблемами сталкиваются работники БТИ?

    - БТИ - орган, который производит первичную инвентаризацию. Поэтому основная проблема, которая сейчас возникает на каждом новом доме - это перемер площадей. Всякий раз мы становимся заложниками чьей-то недобросовестности. Вот пример, купив квартиру, владелец обращается к дизайнерам и, по их замерам, выясняет, что количество "квадратов" у него меньше, чем указано в документах БТИ. Получается, что человек за свою квартиру якобы переплатил. От нас он требует перемера, от застройщика компенсации, а заканчивается это - свободной планировкой, поскольку для нее найдено столь "удачное" оправдание. А все потому, что дизайнер не соизволил сообщить заказчику, что купил китайскую рулетку в первом попавшемся ларьке. А наши рулетки сертифицированы и соответствуют государственным стандартам. Более того, при замерах сейчас мы используем особые лазерные рулетки, уровень отклонения в которых - 0,00 мм.

    "Самоволка"

     - Как сегодня решаются проблемы, связанные с самовольной перепланировкой?

    - Как правило, самовольная реконструкция нежилых помещений происходит при перестройке их из жилого фонда. Что касается легализации перестройки, то - во-первых, в соответствии с Гражданским кодексом самовольная застройка, реконструкция и капремонт - запрещены. Даже текущие ремонты должны производиться в соответствии с законодательством. То есть ни один собственник не имеет права перестраивать объекты по своему усмотрению, без получения соответствующих разрешений.

    - А если все-таки самовольная перепланировка осуществлена, как ее можно узаконить?

    - Тогда есть два механизма легализации. Первый - получить в Главном управлении градостроительства и архитектуры Донецкого горсовета штрафную санкцию за самовольное строительство и, уплатив штраф, легализовать объект тем же путем, которым легализуется новострой. То есть предоставить проект, смету, разрешительную документацию и т.д. Отмечу, на сегодня пока нет методики легализации таким путем.

    Поэтому в управлении строительства и архитектуры идут вторым путем - самовольщиков отсылают в суд, который - с учетом всех технических параметров - решает, может ли быть новый или перестроенный объект легализован. Суд также устанавливает право собственности и запрашивает судебно-строительную экспертизу, которая определяет соответствие объекта строительным, пожарным, санитарным нормам. Если они не нарушены, суд выносит решение о признании права собственности. Однако при легализации возникает масса проблем, иногда неразрешимых, связанных, в первую очередь, с Гражданским кодексом.

    Нас часто упрекают в том, что мы выдали техпаспорт на самовольно построенный объект. Но это необоснованные упреки. Техпаспорт не является основанием для получения права собственности. В случае самовольной застройки мы ставим в техпаспорте соответствующий штамп, а далее собственник решает свою проблему в суде. Мы обязаны это делать по инструкции № 127 "О проведении технической инвентаризации", которая требует инвентаризировать, в том числе самовольно построенные или реконструированные объекты.

    - А в каких случаях вы отказываете в инвентаризации?

    - В двух случаях: когда данный объект возведен без присвоенного почтового адреса и без выделенного земельного участка. И даже решение суда в этой ситуации не поможет.

     Суды и лазейки

    - А после самовольной застройки, собственник в первую очередь обязан обратиться именно в БТИ?

    - Да. По вопросу инвентаризации объекта и его идентификации: какова площадь, как использован земельный участок, характер и масштаб реконструкции как жилых, так и нежилых помещений. Выявлять это - наша прямая обязанность. А уже по результатам инвентаризации, собственник либо легализует несанкционированные действия через управление архитектуры, либо обращается в суд.

    - Решение каких именно судов является обязательным к исполнению?

    - У нас есть решения более пятисот третейских судов, их сейчас проверяет прокуратура. Это была хорошая лазейка - оформление права собственности через третейские суды. 31 марта этого года были внесены изменения в закон о третейских судах, согласно которым споры о недвижимости - к счастью граждан - вне компетенции этих судов. Поскольку объекты и незаконно продавались, и захватывались рейдерами, а затем благополучно легализовались через эти суды.

    - Нужно ли после решения суда получать сертификат инспекции государственного архитектурно-строительного контроля?

    - Судебное решение в соответствии с Конституцией является неоспоримым госактом. Ст. 19 Закона Украины о госрегистрации вещных прав на недвижимое имущество говорит о том, что решение суда о признании права собственности, либо об установлении факта права собственности является правоустанавливающим документом. Поэтому БТИ и регистрирует право собственности по решению судов.

    Без окон и делений

    - А система "единого окна", когда происходит регистрация земельных прав одновременно с регистраций вещных прав уже работает?

    - Закон "О регистрации вещных прав" предусматривает создание единого кадастра между земельными отношениями и объектами права собственности, но "разъяснительный" норматив, который должен быть разработан под этот закон правительством, на сегодня не исполнен. То есть де факто этот закон - инвалид. Он работает, но только в той части, в которой ранее работал по временному положению о госрегистрации. И то в части, где речь идет о перечне документов для отказа в регистрации, а также о введении электронного реестра объектов недвижимости.

    А "ветка" этого закона, касающаяся вопросов земельного кадастра - не работает, поскольку Кабмином не исполнен ряд нормативных документов, который привел бы в соответствие и земельные отношения, и отношения в сфере собственности.

    - На рассмотрение ВР не впервые подается законопроект разбить вашу работу на две части: Минюсту - регистрация, Минрегионстрою - инвентаризация? В случае принятия данного проекта, каковы будут последствия для вас и для ваших заказчиков?

    - Этот закон дважды подается на рассмотрение Рады, и дважды ветируется президентом. Есть у нас "Укртехинвентаризация" - это ассоциация, в которую входит более трехсот БТИ. Представители их обсуждали этот законопроект в Киеве. По итогам этих обсуждений наше бюро подготовило письма нашему мэру Александру Лукъянченко и мэру Днепропетровска (он же президент ассоциации городов Украины) Ивану Куличенко. Суть: на сегодняшний день алгоритм работы БТИ не нуждается в изменении. При этом Минюст, ничего не делая, получает с каждого нашего заказа 72 грн. 25 коп. (до января этого года - 25 грн. 50 коп). Вот вам и увеличение платы за услуги БТИ. При этом обосновать по запросу АМКУ трехкратный рост тарифов минюстовцы не соизволили.

    Допустим, что закон приняли и смоделируем ситуацию. Городская власть скажет: раз это Минюст - значит им надо предоставить другое помещение, ведь нынешнее БТИ - в ведении исполкома. Дальше. Как разбираться с архивом? Нужно его инвентаризировать - а это 600 тыс. дел! 90% городов инвентаризацию архивов БТИ ни разу не проводили, и не собираются. Кроме того, обязательно найдутся нестыковки в законах. Минюст - это госслужба, а мы коммунальщики, при переходе сотрудников на госслужбу возникнут несоответствия в зарплате и другие осложнения, которые могут привести к тому, что на какой-то срок работа БТИ остановится - а это колоссальные убытки для городской казны и трудно просчитываемые потери для наших заказчиков. Время прохождения заказа увеличится минимум до 10 дней. Вывод: инвентаризацию и легализацию права собственности расчленять нельзя. Зачем по всей стране гробить нормально работающие предприятия? Мы не берем денег из бюджета, напротив, платим в него живые деньги.

    - Возникнут и организационные проблемы...

    - Неизбежно. Мы будем проводить текущую инвентаризацию, выявлять все изменения, а что потом будет делать с этим Минюст, не видя того, что мы наблюдаем непосредственно на объекте? То ли мы здесь - лицом к лицу - специалисты разного профиля оперативно решаем любые технические и иные проблемы, то ли каждую мелочь придется согласовывать двум организациям- государственной и муниципальной. А ведь мы стремимся в Европейский Союз, где права муниципалитетов расширяются

  • Комментарии посетителей

    • RE: Оформить документы на квартиру стало дороже
      Мышкин13.09.2010 10:15:34  [Ссылка]
      БТИ - еще тот бюрократический аппарат!!! узаконить перепланировку квартиры неподготовленному человеку практически нереально!!!