Без галстуков

09.01.2009
Гость «Салона»: Дмитрий Муравицкий.
Без галстуков
«Музыка и песни появляются как бы ниоткуда, главное чтобы они куда-то дальше пошли»
Справка
MRK - сольный проект Дмитрия Муравицкого, вокалиста культовой украинской альтернативной команды Green Gray. Они одни из немногих отечественных бэндов, которые играли на одной сцене с такими музыкантами, как Prodigy, Whitesnake, Faith No More, a-ha, Lenny Kravitz.

Официально коллектив MRK был собран приблизительно три года назад (точно никто не знает, так музыканты знакомы уже очень давно). В 2007 году Мурик и MRK записали альбом "Звезда с небес".

Мурика я обнаружил в полумраке "Ливерпуля". Он, в ожидании своей очереди на саундчек, безмятежно поглядывал на снующих официантов и, видимо, еще находился в благодушной инертности недавнего сна. Пользуясь его состоянием беззащитности, я включил диктофон.

- О тебе, Дима, и проекте GreenGray я услышал году в 97-98-м. Вы на радио давали интервью Сивохо или… точно уж и не припомню. С той поры прошло достаточно много времени, поэтому первый вопрос несколько философского характера: что изменилось за это время в тебе и для тебя лично, и вообще - что случилось с миром в твоем понимании?

- Мир всегда меняется в худшую сторону - это условие его развития. Всегда все идет к тому, что что-нибудь где-нибудь упадет, взорвется, а в результате - новый виток, скажем так, эволюции. А что касается моего личного мировоззрения… больше осмысленности стало, меньше бесшабашности какой-то, но это нормально.

- Это возрастное, пожалуй…

- Да, конечно. Хочешь не хочешь, а в конце концов успокаиваешься. Срабатывают внутри тебя общечеловеческие понятия… словом, сечешь о чем я.

- Слежу за мыслью… Кстати, о возрастном отношении к ярлыкам, которые мы все так любили в молодости. Как относишься к "ценникам" сегодня? В одной из рецензий на GreenGray я вычитал, что вас с Дизелем называют командой играющий "тяжелый поп".

- "Тяжелый поп" - хм, странно звучит. Умельцы есть, ничего не скажешь. Ну, сам знаешь, языком ворочать - не мешки тягать. Пусть говорят. Как на востоке - собака лает, караван идет… что-то в этом роде.

- Хорошо, Бог с ними, с ярлыками. Скажи, творческий человек - зависимый человек от внешних факторов? Например, от книжки, картинки…

- Если честно, то не считаю, что события в жизни должны как-то влиять на ход твоего дела. Если идет речь о написании песен - музыка и песни появляются как бы ниоткуда, главное чтобы она (песня) куда-то дальше пошла. Имею в виду ее дальнейшую жизнь - запись и так далее. Хотя, конечно, иногда бывает, что творческий порыв отражает твое настроение. Но, все-таки, все идет несколько отдельно, особенной взаимосвязи нет. Да, я знаю, что принято посвящать песни событиям своей жизни - насрала в третьем классе на голову ворона, у поэта/композитора переживания, нужно их изложить в некой композиции.

- Вопрос, который на нашей сцене более всего закономерно адресовать тебе. Его я задавал Stereo MS’s…

- Отличные музыканты, уважаемый мною коллектив.

- Да, сними было забавно поговорить. Никакого намека на "звездность".

- Вообще люди, которые делают такую классную музыку - это настоящие bad guys, в хорошем смысле этого выражения. Настоящие, крутые звезды не отягощают себя звездностью, потому что они знают, почему они, что и как… У Аллы Борисовны Пугачевой тоже есть понимание что и как, однако она все воспринимает как работу на заводе - с трудом пробивать, достигать; свойственно нашему обществу добивается чего-либо посредством упорного изымания из себя жил. Лично я никогда не страдал этой ерундой. Главное, чтобы музыка проистекала из тебя, а там и концерты будут и все остальное, а относительно своего статуса-шматуса - это дело третье. Чем проще относишься, тем меньше проблем, а если заморачиваешься на этом - проблем, соответственно, больше. Вот…

- И возвращаясь к вопросу (заданному Stereo MS’s) - считают ли они, что с приходом электронной музыки, рок-н-ролл может умереть. Они пожали плечами и ответили, что року ничего не угрожает. Что думаешь по существу темы?

- Если року что-то и угрожает, то это какие-то темные силы. Взять, к примеру, Россию. Как только там рок сталь поднимать голову - появились группы, движение (как по мне весьма яркое) - его тут же стали вырезать из номинаций, стали меньше крутить своих же музыкантов, по своим же каналам - взять тот же "первый альтернативный" (А1 - авт.). Это вот такие неприятные симптомы. Но для России это может быть и характерно, так как это все равно страна с сильной центральной властью, которая находится в моменте наблюдения за происходящим. А у нас все проще, потому как рулит один на всю страну сутенерский музыкальный канал, поэтому и и музыка у нас вся такая - антимузыка. Не такая как Slipknot - это крутая антимузыка, а обертки, конфетные бумажки, чье-то "домашнее видео", такое себе говнецо. Собственно, у нас никто никому не помогает (относительно рока), но никто никому, в общем-то, и не мешает. Плюс такие ресурсы как Интернет, которые позволяют "тянуть" любую музыку. Распространение музыки приняло иные формы.

- Вот, ты активный пользователь Интернета?

- Не-а. Вообще не использую. Разве что "мыльник" проверить. Компьютер дома стоит, но это для моего малого. А стихи до сих пор пишу в записных книжках. А когда корректируешь их, ковыряешься в бумажках - это такой увлекательный процесс.

- Слушай, а есть студия, на которой ты хотел бы записаться. Не в смысле звука, а в смысле некого фетиша… ну, неподалеку Abbey Road и тому подобное?

- Чуть проще - на какой-нибудь из студий Ямайки, в Майями…

- У Боба?

- Нет, понятно что там его дух и так витает… весь юг США, Куба любят Марли. Я имею в виду те студии, где что-то делали Cypress Hill - вот это для меня фетиш, эта банда, которая мне нравилась, нравится и в будущем вряд ли что-то изменится. Вот с ними бы пересечься. А плохой студии - по звуку - не будет, эти ребята на плохих не пишутся.

- А сольный проект (в "Ливерпуле" Мурик выступил со своим сайд-проектом MRK - авт.) - это реализация того, что невозможно сделать со старыми знакомыми?

- Наверное, да. Это просто накопленный багаж и не хочется, чтобы он пропадал, потому как музыка должна жить - она для этого придумывается. И музыка, которую я записал с MRK - она несколько жестче, несколько другая. То есть, она действительно не вписывается в концепцию GreenGray. Впрочем, могла бы и вписаться, но почему бы в жизни не быть еще чему-нибудь такому. И это даже не амбициозность, просто я считаю, что проектов должно быть много. Чем больше у музыканта другой занятости, помимо основного коллектива…

- Создание конкуренции для повышения качества…

- Все-таки нет. Я с позиций конкуренции не подхожу. Для меня слово "конкурент", знаешь, достаточно расплывчатое. Я его признаю, но при употреблении его - это скорее самоирония и по отношению ко мне, и по отношению к другим. Придание самозначимости, что ли. В нашем роке конкуренции как таковой нет. Кто стал депутатом - то самый крутой. У того и бюджеты, эфиры и так далее. Хе-хе, яд!

- Не будем депутатов трогать. Давай ближе к человеческому. У тебя остались старые друзья? Несколько моих друзей детства уехали жить-работать в столицу, но мы поддерживаем теплые отношения. Короче, остались ли у тебя такие товарищи с детства?

- Ага, есть. Есть такие друганы, которых сколько себя помню, столько они и есть в моей жизни. Знаешь их как облупленных. Для дружбы нет времени и расстояний. Друзья - они либо есть, либо нет. Третьего не дано.

- Возникает иногда желание бросить все к чертовой матери и пойти спать?

- Конечно, как у любого нормального человека. "Булькнуть" и занырнуть, чтобы тебя не видели неделю, и чтобы ты никого неделю не видел. Это тоже нормально.

- К слову, как у публичной персоны есть проблема с тем, чтобы спокойно выйти в магазин за сигаретами и тут тебя начинают узнавать?

- Да ну, никаких проблем. Иначе ты бедный человек. Как ты можешь жить, если не можешь в магазин выйти или, грубо говоря, потолкаться в автобусе. Ты же лишаешь себя таких удовольствий.

- Значит, в метро часто ездишь?

- Не так, чтобы уж часто, но бывает. Если я компашкой, не один - с удовольствием, легко. Словом, не избегаю.

- Признайся, доставляет удовольствие, когда подходит фан и просит автограф, чисто тщеславное такое?

- Не-а, я к этому спокойно отношусь. От этого уже никуда не деться. Например, утром встаешь, нужно чистить зубы, а так иногда не хочется - но надо! Ведь сам знаешь, что получится, если не освежишь… то есть, никуда не деться. Но чтобы я кайфовал от этого всего - никак нет, так сказать не могу.

- Как думаешь, в нашем мире, где требуются исключительно профессионалы, этих самых профессионалов становится все меньше и меньше?

- Обо всем и всех говорить не буду, но что касается меня, чем я занимаюсь - тут, конечно, очень жесткие времена наступили - халтура и тому подобное. Ты же знаешь, мы живем в своеобразных условиях, страна еще развивается, еще дуплится, еще видоизменяется, куча бардака. Поэтому профессионалов действительно не хватает. Дилетантизма и плохого вкуса много - это, к сожалению, пока норма жизни. Но это сами медиа себя так воспитывают. Хватает и тупиц, всех хватает. Нужно работать, иначе все там же и останемся.

- А ты откровенный в интервью человек?

- Ну а как же. Есть, безусловно, некоторые фишки, которые остаются только мне. А иначе - зачем это все, зачем эти разговоры, в частности, наш...

- Завидуешь кому-нибудь?

- Такой себе белой, светлой, доброй к Принцу - музыканту в смысле. Это мой любимый артист. Завидую ему какой-то такой, даже точно сказать не могу… да и не зависть это, просто восхищение.

- Любишь людей: филантроп или мизантроп?

- Достаточно мизантропичен, но не до идиотизма. Я понимаю, что это нормально. Хотя есть знакомые, которые прямо-таки любят людей. Мы все разные и это и есть хорошо. Иначе скучно было бы жить!

"Пятница" выражает благодарность Live Music Bar Liverpool за содействие при подготовке материала.

Михаил ДЗЮБА

Постоянная ссылка: Без галстуков